Оглоблина Е.Н. Правовой анализ налоговых изменений, вступающих в силу с 30 июля 2013 г. в соответствии с ФЗ от 28 июня 2013 г. №134-ФЗ

Правовой анализ налоговых изменений, вступающих в силу с 30 июля 2013 г. в соответствии с ФЗ от 28 июня 2013 г. №134-ФЗ

На интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 июня 2013 г. был официально опубликован Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее Закон). Данный законодательный акт имеет важное значение для правоприменителей, поскольку включает в себя ряд революционных изменений отечественного законодательства. Данные изменения направлены, прежде всего, на выявление и пресечение фиктивных сделок, фирм-однодневок, отмывания доходов, полученных преступным путём, незаконных финансовых операций, уклонения от уплаты налоговых и таможенных платежей.

Нововведения затронули более 20 федеральных законов, не обошли стороной налоговое законодательство. Изменения коснулись, как части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) – проведение камеральной проверки, процедуры приостановления операций по счетам, взыскания недоимки и др. (ст. 10 Закона), так и части второй, включая поправки в порядок предоставления декларации по НДС (ст. 12 Закона).

Необходимо отметить, что изменения в налоговое законодательство, начинают действовать в разные сроки: с 30 июля 2013 г.; с 1 января 2014 г.; с 1 июля 2014 г.; с 1 января 2015 г.

В данной статье будут проанализированы изменения, вступающие в силу  с 30 июля 2013 г., а также будут сделаны выводы о последствиях принятия таких поправок для налогоплательщиков.

1) Налоговые органы с 30 июля 2013 г. вправе истребовать любые документы о сделках, вне рамок налоговых проверок.

В соответствии с ранее действующей редакцией пункта 2 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать информацию относительно конкретной сделки у её участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок, если у него возникает обоснованная необходимость получения такой информации.

Таким образом, налоговые органы не имели полномочий запрашивать у налогоплательщиков документы о сделках за рамками налоговых проверок. Однако на практике применение данной нормы вызывало ряд спорных вопросов, поскольку контролирующие органы, зачастую, запрашивали у налогоплательщиков не только информацию, но и документы.

Например, вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов до начала проверки?

Официальной позиции по данному вопросу не было, но в целом суды приходили к выводу о том, что истребование документов до получения налоговой декларации неправомерно (Постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2009 по делу №А55-17252/2008).

Подобное мнение выработано судами при ответе на вопрос о предоставлении документов по истечении сроков проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09 по делу №А40-53471/08-118-252; Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2010 №КА-А40/14322-10 по делу №А40-160453/09-4-125; Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2010 №КА-А40/6657-10 по делу №А40-131877/09-111-956).

Ещё одним спорным моментом являлась возможность инспекции истребовать документы, если срок исполнения требования истекает после окончания выездной проверки?

В соответствии с официальной позицией, налогоплательщик был обязан исполнить требование о представлении документов, даже в случае если срок его исполнения выходит за пределы срока выездной проверки. Неисполнение данного положения влекло ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 13.02.2008 №03-02-07/1-58; Письмо Минфина России от 17.01.2008 №03-02-07/1-19).

Однако существовала противоположная судебная практика: налогоплательщики не обязаны представлять документы, в случае если срок исполнения требований о предоставлении документов истекает после окончания выездной проверки (Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2010 №КА-А41/9668-10 по делу №А41-7289/09; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.09.2009 №Ф03-4818/2009 по делу №А24-5099/2008).

С 30 июля 2013 г. все вышеуказанные спорные вопросы теряют свою актуальность, так как вступает в силу новая редакция пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, которая предусматривает, что налоговые органы вправе истребовать не только информацию относительно сделки, но и конкретные документы вне рамок налоговых проверок.

2) Законодательно определён адрес, по которому налоговые органы обязаны направлять документы налогоплательщику.

Решение указанной проблемы до принятия поправок в НК РФ имело большую степень актуальности. Согласно пункту 2 статьи 101 НК РФ налогоплательщик должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако в НК РФ не установлено, по какому адресу налогоплательщика необходимо направлять документы. Исключением составляла норма, предусматривающая направление акта налоговой проверки по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или места жительства физического лица (пункт 5 статьи 100, пункт 12 статьи 105.17 НК РФ).

Законодательная неурегулированность вопроса приводила к отмене судами решений налоговых органов, принятых по результатам проверки, в связи с тем, что уполномоченные лица не направили уведомления о проведении проверки по всем известным адресам налогоплательщика (юридическому и по фактическому). Суды приходили к выводу о том, что налоговые органы не обеспечили возможность налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения дела. Как следствие, процедура рассмотрения материала налоговой проверки существенно нарушена (Постановление ФАС Московского округа от 10.02.2009 №КА-А40/12874-08 по делу №А40-29129/08-4-91; Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2010 №Ф09-1500/10-С3 по делу №А07-14702/2009).

С 30 июля 2013 г. в силу вступают новые поправки в НК РФ (пункт 5 статьи 31 НК РФ), согласно которым установлено, по каким адресам необходимо направлять документы, используемые налоговым органом при реализации его полномочий, если отправка осуществляется посредством почты:

  • по адресу места нахождения российской организации (места нахождения её филиала, представительства), который содержится в ЕГРЮЛ (т.е. по юридическому адресу);
  • по адресу места осуществления иностранной организацией деятельности на территории России, который содержится в Едином государственном реестре налогоплательщиков;
  • по адресу места жительства (места пребывания) предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, физического лица, не являющегося предпринимателем. Если указанные лица предоставят инспекции иной адрес для направления документов, то отправлять их необходимо будет по данному адресу. Форма заявления о предоставлении адреса для направления по почте документов будет утверждена ФНС России.

Таким образом, предпринимателям необходимо самостоятельно решать вопрос получения налоговой корреспонденции. С момента вступления поправок в законную силу, нахождение лица не по юридическому адресу и, как следствие, неполучение писем, будет являться проблемой организаций. Возможным способом решения указанной проблемы, является предоставление инспекции иного (фактического адреса) адреса для направления корреспонденции. Однако форма такого заявления на данный момент не разработана.

3) Разработан новый порядок взыскания недоимок дочернего (зависимого) общества с основного и наоборот.

В ранее действующей редакции подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ предусмотрена возможность в судебном порядке взыскать недоимки дочернего (зависимого) общества с основного, при условии если:

¾   недоимка числится за должником более трех месяцев;

¾   на счета основного (зависимого) общества в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимого (основного) общества.

Новая редакция, вступающая в силу 30 июля 2013 г., предусматривает ряд уточнений порядка такого взыскания.

Прежде всего, в Законе определено, что взысканию подлежит недоимка, которая возникла по результату проведённой налоговой проверки (абзац 1 подпункт 2 пункта два статьи 45 НК РФ).

Помимо этого, в Законе прописаны дополнительные основания для взыскания недоимки. Недоимка основного общества с зависимого (дополнительного) взыскивается в случае, если после того, как должник узнал, или должен был узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, денежные средства, или иное имущество были переданы зависимому (дочернему) обществу и такая передача повлекла невозможность взыскать недоимку с должника. Подобное основание предусмотрено для взыскания недоимка зависимого общества с основного (абзац 4,5 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ).

Следующее нововведение: в случае, если выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета сразу нескольких организаций, а также, если денежные средства, иное имущество были переданы нескольким компаниям, то недоимка будет взыскана со всех организаций пропорционально доле поступившей им выручке, доли переданных денежных средств, стоимости иного имущества (абзац 6 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ). Стоимость имущества будет определяться как остаточная стоимость имущества, отражённая в бухгалтерском учёте организации на момент, когда организация, которая является должником, узнала или должна была узнать о назначении выездной проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки (абзац 10 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ).

В Законе установлено, что недоимка будет взыскана, так же в том случае, если посредством ряда взаимосвязанных операций реализуемый товары (работы, услуги) будут перечислены, денежные средства и иное имущество переданы зависимым обществом основному и наоборот. В данном случае не имеет значения, что участники таких операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами, зависимыми обществами (абзац 7 подпункта 2 пункта 2 статьи 4 НК РФ).

Закон предусматривает, что данный порядок взыскания недоимок будет применяться, в частности, к тем организациям, которые судом признаются иным образом зависимыми с должником (абзац 8 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ).

Согласно Закону, применение положений подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ происходит в пределах поступившей выручки, переданных денежных средств, иного имущества (абзац 9 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ).

Таким образом, вводятся принципиальные изменения в отечественное налоговое законодательство, преследующие цель выявление и пресечение уклонения от уплаты налоговых платежей и недоимок, возникших в результате такого уклонения. В целом, данные меры ухудшают положения налогоплательщиков, в связи с чем, последним необходимо с должной степенью внимательности относиться к указанным изменениям налогового законодательства.

Екатерина Оглоблина

скачать текст статьи